Язык и символы в китайском политическом дискурсивном пространстве
Аннотация
Введение. Актуальность статьи обусловлена возросшей значимостью Китайской Народной Республики в современном геополитическом пространстве. На данный момент увеличивается потребность в проведении качественных исследований по вопросам «Китая и Мира», «Китая и Азии» и т.д. в связи с расширением сотрудничества между региональными центрами и КНР в вопросах культуры, экономики и образования. Поэтому для лучшего понимания партнера, подготовки совместных проектов выявляется необходимость изучения особенностей китайского политического дискурса.
Цель. Углубленный анализ китайского политического дискурса для выявления символических конструктов, влияющих на китайское общество. Автор поставил своей задачей изучение общественно-политического дискурса Китайской Народной Республики (КНР), акцентируя внимание на специфических языковых конструкциях (политических слоганах, фразеологизмах, чэнъюев), транслируемых в средствах массовой информации (СМИ), и их символическом значении. Исследование направлено на выявление связей между данными знаковыми системами и формируемыми политическими нарративами, с особым вниманием к специфике их функционирования в китайском языковом контексте.
Методы. Методологической основой исследования является дискурс-анализ политических текстов, дополненный процедурами обработки и интерпретации эмпирических данных. Эмпирическую базу исследования составляют данные, полученные из социальных сетей (преимущественно китайских, WeChat), специализированных научных трудов в области политической коммуникации (работы П. Лазарсфельда, У. Липпмана и т.д.) и китаеведения, а также материалы, опубликованные в периодических изданиях и средствах массовой информации («Жэньминь жибао», «Хуаньцю шибао», газета «Мировые известия», BBC News).
Результаты. Представлена авторская «схема», языковых символов и фразеологизмов, которые систематически используются для создания позитивного имиджа китайского народа и государства на международной арене. Выявлены семиотические коды, формирующие образ КНР как государства, глубоко укоренённого в своей тысячелетней истории и культуре, а также отличающегося высоким уровнем трудолюбия.
Выводы. В статье доказывается необходимость пересмотра стратегии «мягкой силы», используемой КНР, в связи с ее недостаточной эффективностью в условиях глобализирующегося медиапространства и растущего влияния западной культуры. Автор приходит к выводу, что традиционная ориентация на сохранение статуса «империи», несмотря на ее уникальность, не обеспечивает должного влияния на европейские и азиатские государства. В контексте быстрой трансформации масс-медиа и смены региональных лидеров требуется адаптация политической коммуни-кации и разработка новых семиотических стратегий для повышения эффективности международного взаимодействия.
© Бахтоярова В. П., 2025
Language and symbols in the Chinese political discursive space
page. 154-161
Abstract
Introduction. The relevance of the article is due to the increased importance of the People’s Republic of China in the modern geopolitical space. At the moment, the need for high-quality research on “China and the World”, “China and Asia”, etc. is increasing due to the expansion of cooperation between regional centers and the PRC in matters of culture, economics and education. Therefore, in order to better understand the partner and prepare joint projects, it is necessary to study the peculiarities of Chinese political discourse.
Purpose. The purpose of the study is an in-depth analysis of Chinese political discourse to identify symbolic constructs that influence Chinese society. The author has set himself the task of studying the socio-political discourse of the People’s Republic of China (PRC), focusing on specific linguistic construc-tions (political slogans, phraseological units, chengyuev) broadcast in the media and their symbolic meaning. The research is aimed at identifying the links between these sign systems and the political narratives
being formed, with special attention to the specifics of their functioning in the Chinese linguistic context.
Methods. The methodological basis of the research is the discourse analysis of political texts, supplemented by procedures for processing and interpreting empirical data. The empirical basis of the study consists of data obtained from social networks (mainly Chinese, WeChat), specialized scientific works in the field of political communication (works by P. Lazarsfeld, W. Lippman, etc.) and Sinology, as well as materials published in periodicals and mass media (People’s Daily, Huanqiu shibao, newspaper “World News”, BBC News).
Results. The author’s «scheme» of linguistic symbols and phraseological units, which are systematically used to create a positive image of the Chinese people and the state in the international arena, is presented. The semiotic codes that form the image of the PRC as a state deeply rooted in its thousand-year history and culture, as well as characterized by a high level of diligence, have been identified.
Conclusions. The article proves the need to revise the strategy of “soft power” used by the PRC, due to its insufficient effectiveness in the context of a globalizing media space and the growing influence of Western culture. The author comes to the conclusion that the traditional orientation towards maintaining the status of an “empire”, despite its uniqueness, does not provide adequate influence on European and Asian states.