Образ 90-х гг. в представлениях различных поколений: по материалам социологического исследования
Аннотация
Введение. В силу сложившейся геополитической обстановки и политической повестки в современном общественном дискурсе происходит конструирование самодостаточности культурно-цивилизационной модели российского государства в мировоззрении россиян. Данный процесс предполагает наличие закрепленных в коллективной памяти образов и оценок ключевых исторических событий. Актуальность в контексте нашего исследования обусловлена возможностью деконтестации образа 90-х гг. из современного российского дискурса, а также в определении его места в мировоззрении различных поколений как одного из ключевых периодов прошлого.
Цель. На основе полученных социологических данных проанализировать образ 90-х гг. в поколенческих группах «X», «Y» и «Z».
Теоретические основы. Методологическая рамка включает в себя четыре основных компонента. Во-первых, теории коллективной памяти и социального забвения как элементов конструирования реальности. Во-вторых, когнитивно-ценностная структура мировоззрения россиянина: конструкт анализа различных компонентов мировоззрения, в нашем случае образа 90-х гг. Третья составляющая представлена теорией поколений, в соответствии с которой индивиды причисляют себя
к той или иной социальной группе (поколению) на основании репрезентации о совокупности схожих качеств, определенных при помощи самокатегоризации. В-четвертых, морфологический анализ, который позволит провести деконтестацию девяностых как отдельного элемента политического дискурса.
Результаты и выводы. Статья освещает некоторые результаты социологических исследований, проведенных в 2024 г. в рамках реализации проекта: «Культурные универсалии в мировоззренческой парадигме современного российского общества: поколенческое и региональное измерения». Основным предметом для анализа послужили транскрибированные данные, полученные в результате проведенных фокус-групп. Основываясь на проработанных материалах, возможно сделать следующие выводы о периоде 1990-х гг.: во-первых, определяется респондентами как один из ключевых пунктов, через который происходит обоснование легитимности существующего политического порядка, во-вторых, имеет достаточно противоречивый образ, что замедляет процесс конструирования и закрепления доминирующих представлений в коллективной памяти, в-третьих, продолжает оставаться предметом символической борьбы в политике и культуре, вследствие чего в российском обществе параллельно существуют противоположные оценки одних и тех же исторических событий, в-четвертых, в российском обществе сформирован устойчивый интерес к периоду 90-х гг., что влечет за собой коммерциализацию образа и эксплуатацию ностальгических переживаний.
© Тупаев А. В., 2025
The image of the 90s in the representations of different generations: based on the materials of a sociological study
page. 211-218
Abstract
Introduction. Due to the current geopolitical situation and the political agenda in modern public discourse, the self-sufficiency of the cultural and civilizational model of the Russian state is being constructed in the worldview of Russians. This process presupposes the presence of images and assessments of key historical events fixed in the collective memory. The relevance in the context of our research is due to the possibility of deconstructing the image of the 90s from modern Russian discourse, as well as determining its place in the worldview of various generations as one of the key periods of the past.
Purpose. Based on the obtained sociological data, to analyze the image of the 90s in the generational groups "X", "Y" and "Z".
Theoretical foundations. The methodological framework includes four main components. First, the theory of collective memory and social oblivion as elements of the construction of reality. Secondly, the cognitive-value structure of the Russian's worldview: a construct for analyzing various components of the worldview, in our case, the image of the 90s. The third component is represented by the theory of generations, according to which individuals identify themselves as belonging to a particular social group (generation) based on a representation of a set of similar qualities determined by self-categorization. Fourth, a morphological analysis that will allow for the decontamination of the nineties as a separate element of political discourse.
Results and conclusions. The article highlights some of the results of sociological research conducted in 2024 as part of the project: "Cultural universals in the worldview paradigm of modern Russian society: generational and regional dimensions." The main subject of the analysis was the transcribed data obtained as a result of the conducted focus groups. Based on the materials studied, it is possible to draw the following conclusions about the period of the 1990s: firstly, it is identified by respondents as one of the key points through which the legitimacy of the existing political order is justified, secondly, it has a rather contradictory image, which slows down the process of constructing and consolidating dominant ideas in collective memory, thirdly, continues to be the subject of a symbolic struggle in politics and culture, as a result of which opposite assessments exist in parallel in Russian society, Fourthly, Russian society has developed a steady interest in the period of the 90s, which entails the commercialization of the image and the exploitation of nostalgic experiences.