Традиция как социальный фактор

Аннотация

Введение. В статье исследуется традиция – социальный феномен, имеющий длительную историю и обладающий большим социальным значением, в настоящий момент не оценённым до конца отечественным обществоведением.
Цель. Выявить суть традиции как культурного феномена, особенности её генезиса, структуру и социальные функции.
Теоретические основы. В социальных и гуманитарных науках существует три базовых подхода к трактовке традиции. Первый подход можно обозначить как функциональный. Он предполагает рассмотрение традиции как функции передачи в историческом процессе ценностей отдельно взятого народа или целой цивилизации. Второй подход к трактовке традиции можно обозначить как субъектный, в силу того, что здесь традиция рассматривается как отношение к наследию предков. Традиция в данном случае не само наследие, а убеждённость в его ценности как фактор общественного сознания. Третий подход назовём объектным, так как традиция здесь понимается как наследие прошлого достойное сохранения и передачи грядущим поколениям. Применительно к анализу современных социальных процессов, последняя трактовка представляется наиболее подходящей, так как коррелирует с понятием «ценность», по поводу которого в современном мире ведётся острая полемика относительно оптимального устройства общества.
Результаты и выводы. Традиция есть социальный стереотип и динамическое явление. История представляет собой процесс отмирания одних социальных стереотипов и возникновения других. В любом обществе можно выделить «ядро» – первичную традицию, являющуюся основой общества и определяющую характер всех остальных элементов системы. Она обладает сакральным характером, наделяет смыслом и упорядочивает все остальные элементы культуры. Первичная традиция выполняет в обществе смыслообразующую функцию, а также функцию легитимации политической власти. Сложно организованное общество может выглядеть как совокупность традиций, в которой существуют первичная традиция и вторичные традиции как её варианты.
Традиция, на наш взгляд, есть наследие прошлого, подлежащее сохранению ради передачи грядущим поколениям. Важнейшим признаком, выделяющим традицию из ряда иных культурных феноменов, является её коллективный характер. Традиция – явление динамическое. История – это процесс отмирания одних социальных стереотипов и возникновения других. По этой причине традиции и инновации как социальные явления было бы правильно рассматривать в их диалектическом единстве. Традиция представляет собой точную аналогию процессу накопления и передачи опыта живыми организмами генетическим путём. Поскольку процесс формирования традиции выполняет в обществе ту же роль, что и естественный отбор в природе, она есть объект, доказавший свою ценность и защита первичной традиции социальной системы – это залог духовного и физического выживания народа и государства.

© Лихотинский В. А., 2025

Tradition as a social factor

UDK: 316+32
page. 234-241
Vladislav A. Likhotinsky

Abstract

Introduction. The article examines tradition, a social phenomenon with a long history and great social significance that is currently not fully appreciated by Russian social science.
Purpose. To identify the essence of tradition as a cultural phenomenon, the features of its genesis, structure and social functions.
Theoretical foundations. In the social sciences and humanities, there are three basic approaches to the interpretation of tradition. The first approach can be described as functional. It involves considering tradition as a function of transmitting the values of a particular people or an entire civilization in the historical process. The second approach to the interpretation of tradition can be designated as subjective, due to the fact that here tradition is considered as a relation to the heritage of the ancestors. In this case, tradition is not the heritage itself, but the conviction of its value as a factor of public consciousness.
The third approach is called the object approach, since tradition is understood here as a legacy of the past worthy of preservation and transmission to future generations. As applied to the analysis of modern social processes, the latter interpretation seems to be the most appropriate, since it correlates with the concept of "value", about which there is an acute debate in the modern world regarding the optimal structure of society.
Results and conclusions. Tradition is a social stereotype and a dynamic phenomenon. History is a process of the death of some social stereotypes and the emergence of others. In any society, one can single out the "core" – the primary tradition, which is the basis of society and determines the nature of all other elements of the system. It has a sacred character, gives meaning and organizes all other elements of culture. The primary tradition performs a semantic function in society, as well as the function of legitimizing political power. A complexly organized society may look like a set of traditions in which there is a primary tradition and secondary traditions as its variants. Tradition, in our opinion, is a legacy of the past that must be preserved in order to be passed on to future generations. The most important feature that distinguishes a tradition from a number of other cultural phenomena is its collective nature. Tradition is a dynamic phenomenon. History is the process of some social stereotypes dying out and others emerging.
For this reason, it would be correct to consider traditions and innovations as social phenomena in their dialectical unity. Tradition is an exact analogy to the process of accumulation and transmission of experience by living organisms through genetic means. Since the process of tradition formation plays the same role in society as natural selection in nature, it is an object that has proven its value and the protection of the primary tradition of the social system is the key to the spiritual and physical survival of the people and the state.

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##