Конгломеративная модель системы комплаенс-менеджмента в управлении экономическими процессами
Аннотация
Введение. Быстро меняющиеся социально-экономические условия вызывают потребность в пересмотре подходов к регулированию контрольной деятельности. Разнообразие форм и методов контроля приводит к их дублированию в современных условиях цифровой экономики.
Цель. Проведение сравнительного анализа различных точек зрения на формы и содержа-ние контрольной деятельности, рассмотреть элементы комплаенс-системы организации и разработать модель комплаенс-менеджмента.
Методы. Методологическую основу исследования составили концептуальное моделиро-вание, теория рисков и риск-ориентированный поход в построении системы контрольной деятельности, а также методы сравнения и обобщения.
Результаты. Представлена авторская модель, основанная на комплаенс-принципах и комплаенс-элементах, которые позволят обеспечивать эффективность и прозрачность контрольной деятельности в целом, ориентированную на управление рисками. Это обуславливается применением конгломеративной модели на различных уровнях и направлениях контрольной деятельности в управлении регионом. Рассмотрены проблемы контрольной деятельности. Раскрыта проблема профессионализации контрольной деятельности, связанная с использованием новых методов и форм контрольной деятельности в едином контуре управления корпорации. Рассмотрены основные категории комплаенс-рисков, пути их снижения, методы управления рисками в условиях цифровой трансформации, принципы и методы, необходимые для организации высокоэффективной комплаенс-системы корпорации.
Выводы. Решению проблемы качества государственного управления будет содействовать использование комплаенс-контроля как основополагающего инструмента в рамках конгломеративной модели системы контрольной деятельности в управлении регионом. Комплексный подход к организации контроля и мониторинга различных аспектов государственного управления создает условия для выбора ее рациональной модели.
© Ланская Д. В., Фиберт С. В., Баркалова Е. И., 2025
Conglomerative model of compliance management system in economic process management
page. 11-19
Abstract
Introduction. Rapidly changing socio-economic conditions require a revision of approaches to regulating control activities. The variety of forms and methods of control leads to their duplication in modern conditions of the digital economy.
Purpose. The purpose of the article is to conduct a comparative analysis of various points of view on the forms and content of control activities, to consider the elements of the organization's compliance system and to develop a compliance management model.
Results. The author's model based on compliance principles and compliance elements is presented, which will ensure the effectiveness and transparency of control activities in general, focused on risk management. This is due to the application of the conglomerate model at various levels and areas of control in the management of the region. The problems of control activity are considered. The article reveals the problem of professionalization of control activities related to the use of new methods and forms of control activities in a single corporate management circuit. The main categories of compliance risks, ways to reduce them, risk management methods in the context of digital transformation, principles and methods necessary for the organization of a highly effective compliance system of the corporation are considered.
Conclusions. The solution to the problem of the quality of public administration will be facilitated by the use of compliance control as a fundamental tool within the framework of the conglomerate model of the control system in the management of the region. An integrated approach to the organization of control and monitoring of various aspects of public administration creates conditions for choosing its rational model.