Управление устойчивым развитием среднего профессионального образования в регионе
Аннотация
Введение. Данное исследование акцентирует внимание на роли среднего профессиональ-ного образования в экономическом развитии региона и представляет анализ текущего со-стояния системы и выявление проблем. От механизма управления этой системой зависит качество подготовки специалистов, их конкурентоспособность на рынке труда, а, следовательно, и общее экономическое развитие региона. Однако, несмотря на ключевую роль среднего профессионального образования, существующие механизмы управления в этой области требуют доработки и оптимизации. Это обусловливает необходимость глубокого анализа текущего состояния системы, а также выявления проблем и перспектив её развития.
Цель. Разработка методики управления устойчивым развитием среднего профессионального образования в регионе на основе трансакционной томографии процессов цифровизации и взаимодействия органов управления со стейкхолдерами экономической экосистемы территории.
Материалы и методы. В работе проводится обзор литературы и раскрываются понятия экономической экосистемы территории, её устойчивого развития, трансакционной томографии и др. В качестве исследовательского инструментария использованы: метод обобщения, обзор литературных источников, а также количественный и качественный анализ данных.
Результаты. В результате исследования был разработан и апробирован алгоритм управления устойчивым развитием среднего профессионального образования на примере Пермского края. Определены основные проблемы среднего профессионального образования на уровне региона и разработаны рекомендации по их решению.
Выводы. Предложенная методика цифрового управления средним профессиональным образованием предназначена для региональных органов власти, также может применяться образовательными учреждениями и другими участниками экономической экосистемы, заинтересованными в устойчивом развитии системы среднего профессионального образования.
© Попов Е. В., Челак И. П., Кавецкий С. А., 2025
Management of sustainable development of secondary vocational education in the region
page. 31-47
Abstract
Introduction. This study focuses on the role of secondary vocational education in the economic development of the region and provides an analysis of the current state of the system and identification of problems. The quality of training of specialists, their competitiveness in the labor market, and, consequently, the overall economic development of the region depend on the management mechanism of this system. However, despite the key role of secondary vocational education, the existing management mechanisms in this area need to be improved and optimized. This necessitates an in-depth analysis of the current state of the system, as well as identification of problems and prospects for its development.
Purpose. The purpose of the article is to develop a methodology for managing the sustainable development of medium-sized enterprises. vocational education in the region based on transactional tomography of digitalization processes and interaction of government bodies with stakeholders of the economic ecosystem of the territory.
Materials and methods. The paper provides a review of the literature and reveals the concepts of the economic ecosystem of the territory, its sustainable development, transactional tomography, etc. The following research tools were used: the method of generalization, a review of literary sources, as well as quantitative and qualitative data analysis.
Results. As a result of the research, an algorithm for managing the sustainable development of sec-ondary vocational education was developed and tested using the example of the Perm Region. The main problems of secondary vocational education at the regional level have been identified and recommendations for their solution have been developed.
Conclusions. The proposed methodology of digital management of secondary vocational education is intended for regional authorities, and can also be used by educational institutions and other participants in the economic ecosystem interested in the sustainable development of the secondary vocational education system.