Функции доверия к власти

Аннотация

Введение. Доверие к власти формируется из отношения к политической информации и к миру политики, в целом. Доверие к власти определяется отношением населения к политическим объектам и субъектам, к политическим партиям, группам и объединениям; политическим лидерам; государству и международным организациям – ко всем объектам в сознании граждан, ассоциируемым с властью и государством. Несмотря на то, что политика как сфера деятельности всегда ассоциируется с борьбой за власть, в которой применяются различные средства, вопрос доверия между обществом и властью затрагивает нравственную сферу, а значит определяет качество жизни общества.
Цель. Определить функции институционального доверия к власти. Междисциплинарные исследования анализируют множество функций доверия, однако в русле политологического подхода недостаточно изучен функционал институционального доверия к власти.
Методы. Использован метод системного анализа теорий доверия, который позволил определить функциональный спектр институционального доверия.
Результаты. Определен функциональный спектр доверия, который остается дискуссионным и открытым к дополнениям. Доверие к власти рассматривается как социально-политическое явление, выполняющее множество значимых функций, регулирующих взаимоотношения между обществом и государством. Среди функций доверия к власти: 1) функция обратной связи; 2) функция углубления взаимоотношений; 3) функция психологического облегчения; 4) функция дополнительного социального ресурса; 5) комплементарная / гуманистическая функция; 6) редукционная функция; 7) защитная функция; 8) инструментальная функция;
9) функцию гармонизации отношений субъекта с государством, обществом и самим собой.
Выводы. Значимо, что доверие к власти не выступает простой и однозначной характеристикой современного общества. Доверие как социально-политическая явление может быть охарактеризовано как более сложная и многомерная категория. Оно не может и не должно быть безусловным. Однако сохраняемый уровень доверия к власти является показателем динамики общественных взаимоотношений, без которых невозможно стабильное и планомерное экономической, социальное и политическое развития современной России. Опираясь на перечисленный функционал, целесообразно анализировать и оценивать уровень доверия к власти со стороны населения.

© Баранов А. В., 2025

Functions of trust in authority

UDK: 32.019.5
page. 171-180
Alexey V. Baranov

Abstract

Introduction. Trust in government is formed from the attitude to political information and to the world of politics in general. Trust in government is determined by the attitude of the population towards political objects and subjects, political parties, groups and associations; political leaders; the state and international organizations – to all objects in the minds of citizens associated with power and the state. Despite the fact that politics as a field of activity is always associated with the struggle for power, in which various means are used, the issue of trust between society and government affects the moral sphere, and therefore determines the quality of life of society.
Purpose. To formulate the functions of institutional trust in government. Interdisciplinary research analyzes many functions of trust, but the functional of institutional trust in government has not been sufficiently studied in line with the political science approach.
Methods. The method of system analysis of trust theories was used, which made it possible to determine the functional spectrum of institutional trust.
Results. The functional spectrum of trust has been defined, which remains open to discussion and additions. Trust in authority is considered as a socio-political phenomenon that performs many significant functions regulating the relationship between society and the state. Among the functions of trust in authority are 1) feedback function; 2) relationship deepening function; 3) psychological relief function; 4) additional social resource function; 5) complementary/humanistic function; 6) reduction function; 7) protective function; 8) instrumental function; 9) the function of harmonizing the subject's relations with the state, society and himself.
Conclusions. It is significant that trust in authority is not a simple and unambiguous characteristic of modern society. Trust as a socio-political phenomenon can be characterized as a more complex and multidimensional category. It cannot and should not be unconditional. However, the maintained level of trust in the authorities is an indicator of the dynamics of social relations, without which stable and planned economic, social and political development of modern Russia is impossible. Based on the listed functionality, it is advisable to analyze and assess the level of trust in the government on the part of the population.

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##